Встреча Владимира Путина с журналистами началась с вопроса корреспондента «Маяка» Санфирова, который «поймал и уел» президента, выражаясь его собственными словами. Вопрос относился к участию России в Парижском соглашении по сохранению климата. Журналист обнаружил расхождение в цифрах:
«Согласно им <Парижским соглашениям> до 2030 года сокращение вредных выбросов должно составить от нашей страны 25–30 процентов. Но Вы на конференции ВТБ “Россия зовёт!” сказали, что к этому же периоду сокращение составит до 60 процентов. Мне вот интересно, Вы впервые ошиблись или имели что-то особенное [в виду]?».
Естественно, наблюдатели увидели скрытый смысл именно во фразе «Вы впервые ошиблись»: здесь слишком очевиден отсыл к вожаку волчьей стаи Акелле, который как-то «промахнулся», а, значит, намек на поиск “Маугли” под «обещанный трансферт» власти 2024. Однако наш “Акелла” легко отбился за счет непроверяемой цифровой казуистики, а потом сказал главное. Он выдал собственное отношение к “экологическим” проблемам, которые давно стали конкурентным инструментом глобальных мировых монополий.
Владимир Путин: «Никто не знает на самом деле причин изменения, глобального, во всяком случае, изменения климата» и «как современное человечество влияет на изменение глобального климата, очень сложно, если вообще возможно».
Эти слова подразумевают возможность для России в любую секунду выйти из Парижских соглашений. При этом для нашей страны проблема потепления остается весьма серьезной, и «она будет ее решать». Только без сторонней помощи. Разница между Западом и Россией «как таковой» в словах президента прослеживалась в течении всей Большой пресс-конференции.
Следующим моментом, который привлек внимание, был ответ Владимира Путина на вопрос Смирнова из Интернет-издания 47News. Смысл вопроса в данном случае не важен. Он был использован президентом для серьезного сигнала всем госкорпорациям и личностям, замешанным в реализации т.н. «мусорной реформы».
Прежде всего, Путин декларировал, что задача связана с созданием новой отрасли, которой со времен СССР в стране не было: «Мы создаём её с нуля», при этом совсем не главное набивать на этой проблеме мошну.
«Для того чтобы объяснить, откуда взялись эти цифры <тарифов на вывоз>, нужно, чтобы это всё было прозрачно, понятно, кто и за что платит».
То, что может спасти достаточно сложную ситуацию, связанную с массовыми протестами - это прямое общение с гражданами. «Нужно им показывать, что будет, как будет развиваться, где будет перерабатываться и где будут захораниваться пока эти отходы». Но самое главное состоит в том, что именно ОНФ накануне выборов 2020 получил поручение «народно контролировать» мусорную тему:
«Я уже разговаривал с руководством Общероссийского единого <народного> фронта и прошу их ещё раз уделить этому особое внимание».
Так что теперь «мусорные короли» точно знают, в кого конкретно им вкладываться, а ОНФ к единому дню голосования в сентябре 2020 года явно получит дополнительное финансирование.
Вопрос от Матвея Шесткова из ТВЦ на глобально-русскую тему «что сделано?» дал Владимиру Путину возможность для краткого отчета по экономике. Из него видно, что информирование президента по этому вопросу весьма одностороннее. В частности он делает акценты на развитии перерабатывающей промышленности, энергетике и сельского хозяйства (в производстве зерна) и совершенно забывает об уникальной тяжелой и средней промышленности, предприятия в которых постепенно ”загибаются”.
Однако главный смысл был сосредоточен не в цифрах, а в отношении. Владимир Путин снова выразил благодарность «нашим предкам, нашим отцам, дедам, которые за советский период создали такую огромную, мощную державу». К их достижениям и подвигам в ходе разговора президент будет возвращаться не раз. Этот момент показывает, что Россия начинает строить свою новую историю, связанную с исторической памятью и преемственностью поколений. При этом лично для президента важны все периоды: имперский, советский и нынешний, его собственный.
Путин встраивается в один исторический ряд с Петром I, Екатериной II, Александром III, Лениным и Сталиным. Все эти фигуры смогли придать Российской Империи новый импульс развития, перевести ее в геополитических раскладах на качественно иной, более высокий, уровень. А сам российский президент грезит “прорывом”.
Мысли Ольшанского из URA.RU касались состояния медицины. Тут Путин реально провалился, основываясь на данных из Минздрава, который под управлением Скворцовой стал одним из немногих министерств, удачно освоившим почти все деньги профильного национального проекта за 2019 год.
Президент снова работал по ставшей традиционной схеме: ответ на конкретный вопрос не важен, надо осветить тему в целом. Говоря о разнице на порядок заработной платы главврачей и хирургов, Путин сначала начинает почему-то говорить о повышении тарифов ОМС. Хотя это абсолютно не связанные позиции. Но логика начинает появляться уже на следующих словах.
«Нужно, безусловно, изменить базовую ставку постоянного оклада. Она сейчас в регионах у нас разнится от 35 до 50 процентов. Нужно сделать единый подход по всей стране. Также нужно создать единый подход к стимулирующим выплатам».
Кстати, именно за счет “стимулянтов” медицинское руководство накручивает себе повышенное денежное содержание. Создается ощущение, что на тот момент президент просто отложил подготовленный ему по медицине подстрочник. Ситуация четко характеризует Путина, как человека, не готового вестись за чужим мнением, и умеющего четко формулировать свои мысли в непростых условиях. Однако “правильная бумажка” все-таки была использована. Путин озвучил главное направление развития здравоохранения – первичное и сообщил, что с Госдумой «договорились выделить на эти мероприятия дополнительно к текущим расходам на медицину и дополнительно к тому, что предусмотрено в национальном проекте “Здравоохранение”, 550 миллиардов рублей». Эти деньги должны заполнить бюджеты районных поликлиник и больниц. Кстати и тут есть работа для ОНФ, но его роль пока прямо не озвучена.
Ольга Богословская из Матч-ТВ задала вопрос про решение WADA. Для Путина и России это действительно заглавная тема следующего года. От правильно выбранной тактики зависит участие наших спортсменов в Олимпиаде и других международных соревнованиях. Поэтому снова ответ шире вопроса. Позиция России выражена предельно ясно:
«Решение WADA противоречит Олимпийской хартии. Не может, не должна команда страны выступать под нейтральным флагом, если нет фактических претензий к действующему Олимпийскому комитету. Так в хартии записано. Если сейчас со стороны WADA к нашему Национальному олимпийскому комитету претензий нет, значит, тогда сборная должна выступать под своим флагом».
Логика Путина такова: команда без флага выступать не будет. Механизмы достижения справедливости в данном случае не важны, но они будут задействованы по полной.
Вопрос Константина Панюшника с «Первого канала» касался «идеальной судьбы Донбасса» и оценке роли Зеленского. Тут Путин поглумился тонко: «Считаю некорректным для себя отвечать на эти вопросы, давая характеристики своим коллегам», - сказал он, показав тем самым самое презрительное отношение к новому украинскому лидеру.
Сама же идеальная судьба ЛДНР вкладывается в «формулу Путина»: «Нет ничего, кроме Минских соглашений».
«Ключом этих Минских соглашений является закон об особом статусе Донбасса, который должен быть имплементирован в украинский Основной закон, в Конституцию».
Сделать этого не получится без прямого диалога. Эти директивы Владимир Путин практически напрямую послал Зеленскому, “допросив” вечного участника встреч, корреспондента УНИАН Романа Цимбалюка. Кстати, как шутят в СМИ, «ему давно платит не Украина, а Песков». В подводке к вопросу Цимбалюк сказал настолько провокационную фразу, что дал президенту широкую возможность блеснуть юмором и сатирой. Корреспондент УНИАН сказал:
«Действительно, у нас и у меня лично нет проблем для того, чтобы работать в России. Возможно, если бы украинские танки были бы на Кубани, то вы тоже бы немножечко к нам изменили отношение».
Ответ президента России «Вы имеете в виду 72-е машины или 34-е?» вызвал в зале немного истерический смех. Шутка удалась, так как Цимбалюк заявил, что основные танки ВСУ это Т-64.
Но самое главное то, что Владимир Путин адресовал Владимиру Зеленскому, содержится не в стандартных словах о порядке передачи границы и проведении выборов в республиках. Нет. Самым важным для президента России является наличие внутренней патриотической мотивации:
«Известная фраза: “Донбасс порожняк не гонит”, – она, знаете, конечно, хулиганская, бойцовская, но она в душе у людей есть. Там гордые люди живут, поэтому вряд ли удастся решить эту проблему с помощью каких бы то ни было силовых решений».
Продолжая свой монолог с Цимбалюком, Владимир Путин сделал пророческое заявление “по газу”: «Думаю, мы договоримся!» и переговоры в Германии в тот же день показали просто замечательный прогресс. Правда, украинская сторона не раскрыла тогда их содержания, как и цифры тарифов прокачки и нег на газ. Однако тут можно и нужно ориентироваться на слова Путина: скидка на газ для Украины составит порядка 30% от евроцен Газпрома.
Идея Андрея Колесникова из “Ъ” можно считать одной из самых удачных домашних заготовок Алексея Громова.
«Вы обвинили его <Ленина> в развале тысячелетнего государства. При этом на лице у Вас, как мне показалось, была чуть ли не ярость. Скажите, пожалуйста, после такого Вашего комментария должно же что-то последовать? Скажите, что дальше логично – вынести тело из Мавзолея, наконец?».
Тут Путин смог идеологически развернуться с исторической точки зрения:
«Он <Ленин> предложил фактически даже не федерацию, а конфедерацию. По его решению этносы были привязаны к конкретным территориям и получили право выхода из состава Советского Союза».
Именно это, по мнению. Лидера России стало геополитической ошибкой Владимира Ильича, миной замедленного действия, заложенной под новую советскую государственность. И таких мин не одна: «Две тысячи таких точек, стоит только отпустить на секунду – мало не покажется». Владимир Путин в этом вопросе солидаризируется со Сталиным, который «был против такой организации», но потом был вынужден принять ленинскую модель.
«В ходе создания Советского Союза исконно русские территории, которые к Украине вообще никогда не имели никакого отношения – всё Причерноморье, западные земли российские - были переданы Украине со странной формулировкой ”для повышения процентного соотношения пролетариата на Украине”, потому что Украина была сельская территория и считалось, что это мелкобуржуазные представители крестьянства, их раскулачивали подряд по всей стране. Это несколько странноватое решение. Но тем не менее оно состоялось. Это всё наследие государственного строительства Владимира Ильича Ленина, и теперь мы с этим разбираемся».
Это можно вполне понять как готовность создания новой “точки сборки” помимо СНГ. В самое ближайшее время Путин может озвучить направления движения к цели нового объединения на других, не ленинских, принципах.
Вопрос Колесникова был использован Путиным и для декларации «про идеологию». На самом деле эта тема совершенно отдельная. По мнению ряда аналитиков, главная слабость путинской России – как раз отсутствие идеологии, прописанной в Конституции. Она должна определять для людей глобальные цели, без стремления к которым русский человек не может существовать. Ельцинское «обогащайтесь!» вошло в жуткое противоречие с российской ментальностью, изменило конфигурацию ноосферы, и сейчас реально меняет формирующие психологические и поведенческие матрицы уже нового поколения, никогда не жившего в Советском Союзе. Но, по мнению Владимира Путина, идеологию нельзя политизировать, это «абсолютная, кардинальная, фундаментальная ошибка при государственном строительстве». Однако идеология должна просто быть. Чуть дальше он впервые отфиксировал задачу новой идеологии гласно, это патриотизм:
«Идеология, на мой взгляд, в современном демократическом обществе возможна только одна – патриотизм, в самом широком, хорошем смысле этого слова».
Отвечая Колесникову, президент привел пример такого патриотизма на герое России Рамзане Кадырове, по поводу которого случился дискурс на СПЧ с режиссером Сокуровым. По этому поводу Владимир Путин рассказал поучительную историю:
«Мне директор ФСБ как-то сказал, докладывал о ликвидации одного из бандформирований. Я говорю: “Ребят представь своих к государственным наградам”. Он говорит: “Это не мы”. Я говорю: “А кто?” – “Кадыровцы и он сам”. Я говорю: “Я же ему запретил”. Но его не остановить, под пули лезет. Поэтому я указов о награждении Героем России, таких указов просто так не подписываю».
Нетрудно догадаться, что подобные воспоминания лежат и в основе путинской национальной политики, отличающейся от ленинской.
Именно это подчеркнули теплые слова журналиста с ТВ «Грозный» Керимова, допущенного до следующего вопроса. Он спрашивал о возможности строительства дороги в Грузию. Вроде просто, но если немного подумать, можно найти и второй уровень смыслов: касается ли новая модель объединения вокруг России пока достаточно враждебной ей Грузии, подстрекаемой США к различным негативным действиям на Северном Кавказе. Путин дал ответ: «Известна эта идея и в принципе реализуема. Целесообразность реализации, безусловно, существует». Но пока условий для этой целесообразности нет. Грузии предстоит еще подумать.
Отвечая на вопрос корреспондента телеканала «Мир» Элины Дашкуевой, Путин признал ностальгию по СССР: «Я жалею, что нет Советского Союза». По мнению президента, патриотическая идеология неразрывна с историей. Именно этому была посвящена наиболее цитируемая в СМИ фраза «про придурков».
«Во время Великой Отечественной войны речь шла не просто о сохранении государственности, речь шла о сохранении восточнославянского этноса – русских и тех же самых украинцев. Вот о чём шла речь. Когда я слышу, что, может быть, было бы хорошо Ленинград сдать и так далее, мне хочется сказать: “Вы придурки?! Нет? Вас бы никого не было, кто так сегодня рассуждает!” Вот о чём речь. И конечно, присутствие на параде в Москве потомков тех, кто отстоял нашу государственную независимость и сохранил наши народы, – конечно, на мой взгляд, это символический и важный жест». И еще, в ответе РГ: «Приравнивать Советский Союз или ставить на одну доску Советский Союз и фашистскую Германию – это верх цинизма. Это значит, люди не знают историю, читать и писать не умеют».
Отвечая на вопрос американца Саймса из передачи «Первого канала» «Большая игра», Владимир Путин показал свои прогностические способности. Политолог вбросил фразу, по которой казалось, что срок Трампа закончится импичментом. В ответ наш президент сообщил: «Вы как будто уже ставите вопрос о том, что оно заканчивается. Я в этом как раз не уверен». И точно, в тот же день процесс отрешения Трампа от власти не прошел даже нижнюю палату Конгресса США. А один из сенаторов-демократов, в лучших традициях «двойных агентов» перекинулся на сторону республиканцев и был обласкан президентом США в Белом Доме.
Теперь у “американских коллег” в голове постоянно “вертится” дилемма: то ли Путин обладает агентурой в Конгрессе США, то ли он действительно провидец. И первое для них кажется гораздо опаснее второго, и, может, зря.
А отвечая ТАСС на вопрос о возможности коррекций национальных проектов, Владимир Путин послал четкий сигнал правительству: «Пересматривать здесь ничего не нужно. Персональная ответственность введена, но её, безусловно, можно ещё и усилить, и детализировать».
Еще один сигнал был дан политическим партиям и Федеральному собранию. Он касался вопроса о возможности изменений в Конституции и реформ в политической системе России, который задала Елена Глушакова из РИА «Новости». Президент определил главное: первая глава Конституции останется без изменений в любом случае:
«Она, на мой взгляд, является неприкосновенной. Всё остальное, в принципе, так или иначе менять можно». Например, по мнению Путина можно «отменить оговорку “подряд”. У нас два срока подряд, ваш покорный слуга два срока отслужил, потом ушёл с этой должности и имел конституционное право вернуться на должность президента, потому что это было уже не два срока подряд. Она некоторых наших политологов, общественных деятелей смущает. Можно было бы её отменить, наверное».
Мало кто понял, что ключевое слово здесь именно “наверное” а не “отменить”.
Свой “цимес” получил и лично Антон Силуанов. Владимир Путин публично поддержал позицию первого вице-премьера и министра финансов в его “бухгалтерском подходе” в ответе на вопрос ВГТРК.
«Самое простое – это как сеятель разбрасывать деньги налево и направо, не понимая, что будет завтра, если цены на энергоносители упадут. Мы этого делать не будем, но будем использовать эти средства в рамках тех решений, которые были приняты ранее».
Для развития экономики России это явно не лучший вариант.
Кстати, отвечая на вопрос Жгутовой по вопросу законопроекта о домашнем насилии, навязываемого РФ через Совет Федерации и лично Валентине Матвиенко международными игроками, президент обмолвился: «В неволе не размножаются – это правда». Похоже, что это была его единственная на большой пресс-конференции «оговорка по Фрейду». По его мнению, Совет Федерации сможет подождать:
«Нужен ли этот закон? Давайте спокойно это обсуждать, в общественности, всё это должно пройти такую проверку. Надо понять, что написано в каждой из его статей, попробовать прогнозировать результаты, которые могут получиться после принятия и после правоприменительной практики, и потом принять окончательное решение».
Нам же остается ждать, что случится потом. В Новом, 2020 году.