Новогодний ребус от БНД
«Не такая это уж хитрая хитрость».
А. Громыко, член Политбюро ЦК КПСС, Министр иностранных дел СССР.
«Это же рекбус! Кроксворд!».
Великий сатирик А. Райкин.
«Преподаватель: Вам предстоит готовить аналитические документы для членов Политбюро на основании добытых нашими службами документов иностранных разведок. Ваша задача – подготовить документ таким образом, чтобы на его основании нельзя было установить источник информации. У вас возникает вопрос, почему. Ответ простой: внешние источники – это самое ценное, что у нас есть. Их надо закрывать безусловно и гарантированно».
Начало 1980-х годов, Волынское, спецобъект ЦК КПСС.
В России на носу большие праздники. И объективно во всех службах люди, а они просто люди, уже находятся в полурасслабленном состоянии, предвкушая длительные выходные. И вот, 28 декабря наши «братья по оружию» из БНД организовали уникальную утечку в прессу.
Предыстория следующая. Недавно немецкая контрразведка арестовала сотрудника аналитического управления БНД, обвинив его в том, что он передавал российской стороне разведданные по Украине. Крючок мы все заглотили. Сейчас же, как говорят рыбаки, произошла грамотная подсечка. Солидное немецкое издание Der Spiegel пишет следующее, прошу прочитать внимательно, ибо важно каждое слово: «Несколько недель назад западная разведывательная служба (!) обнаружила у российской стороны данные, которые явно относятся к БНД». При этом утверждается, что это был один или несколько документов, в которых содержатся сведения о России. Дальше вообще, как писал великий писатель Успенский, полный пердимонокль: «Благодаря предупреждению западного партнера, сотрудникам Федеральной разведывательной службы ФРГ удалось выявить утечку».
Информация сама по себе ошеломляющая. Нарушены все гласные и негласные законы работы разведки. Объясняю, какие именно. БНД признает, что некая западная разведслужба имеет в России агентуру на уровне очень высокого руководства в следующих организациях: Администрации Президента РФ, Совете Безопасности РФ, ФСБ России, СВР России и Главного управления Генштаба ВС РФ. Я не раскрываю здесь никаких страшных «паровозных» гостайн, ибо круг адресатов, получающих подобного рода информацию, документальную, непосредственно из внешних источников, крайне ограничен. Лица, допущенные к таким материалам, имеющим соответствующий гриф, это тоже достаточно узкая группа, участвующая в подготовке стратегических решений.
Все это банальности и широко известные факты. Еще раз повторюсь, исходя сугубо из гигиенических соображений: никаких тайн мы здесь не раскрываем. Все это прекрасно известно, и в первую очередь нашим западным партнерам. Почему партнерам? По одной простой причине. Несмотря на все очень тяжелые нынешние отношения с Западом и США, в диппредставительствах этих стран по-прежнему находятся официальные, подчеркиваю, представители спецслужб. У них двуединая задача: не допустить развития событий по направлению к ядерному конфликту и последующему Армагеддону на планете Земля. Исходя из этой задачи, они просто обязаны официально уведомить своих российских коллег о наличии информации, которая может повлечь приведенные выше последствия. Это прописано во всех наших двусторонних соглашениях, которые официально никто не денонсировал.
Ситуация складывается, казалось бы, абсолютно парадоксальная. Почему? Допустим, теоретически есть некий шпион Джонсон, который сумел завербовать одного или нескольких высокопоставленных российских чиновников и /или сотрудников спецслужб. Но разведка – это очень древняя профессия. Есть неписанные правила, которые не нарушаются веками. Одно из них – свои источники (в данном случае – особо ценные) сдавать нельзя ни при каких обстоятельствах (см. пассаж о Волынском). И вот, БНД прямо тыкает пальцем в некий источник или источники, которые их западные коллеги якобы имеют в России.
Обладая базовой информацией о содержании документа, а нам прямо-таки кладут на стол отчет о том, что речь шла о сведениях по России, вычислить кто «слил» не просто, а очень просто.
Зачем это делается?
Выражаясь профессиональным языком, речь идет об отвлечении нашего внимания на негодный объект. С высокой степенью вероятности можно предположить, что никакого источника у некой западной разведки в нашей верхушке нет. Но, получив эту информацию, мы просто обязаны провести всеобъемлющее служебное расследование, обозначить круг подозреваемых и на время расследований отрезать их от чувствительной информации.
Что это означает в практическом плане?
Сегодня все наше госруководство, включая названные выше уважаемые организации, работает с полным напряжением сил, чтобы выполнить поставленные Президентом задачи. У нас, естественно, не все получается. Работа многогранная и тяжелая. В то же время наши противники видят, что мы пусть медленно, но неуклонно движемся в правильном направлении. Их задача – затормозить этот процесс. Как это можно сделать? Самое очевидное, конечно, ударить по центрам принятия решений. Но в буквальном смысле ударить оружием они не могут. Остается один выход: запустить классическую «активку», инициировать разборки среди нашего руководства. Это неизбежно замедлит принятие стратегических решений, на основании которых вырабатываются конкретные тактические мероприятия на ТВД. Это аксиома, которой нас учили в начале 1970-х годов на военной кафедре МГИМО МИД СССР. Могут меняться типы и виды вооружений, но соотношение и взаимосвязь стратегии и тактики не менялись столетиями. Это константа.
Подводим итог. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но вся эта мутная история и странный «подарочек» к Новому году в виде ребуса от БНД, видимо, преследуют именно эту цель – затормозить принятие решений в российском госруководстве.
Почему наши уважаемые партнеры пошли на такой беспрецедентный шаг?
А вот здесь все достаточно просто. Задушить Россию, сломать ее экономику, сломать систему госуправления у них не получилось, хотя были испробованы все возможные и невозможные методы. И теперь потихоньку, со скрипом, наши «братья по оружию» начинают сдавать назад. Один из ярких разведпризнаков озвучил наш Министр иностранных дел, до которого американцы довели информацию о том, что их расчеты не будут учить ВСУ работе с комплексами Patriot.
НАТО не едино. У США и ФРГ разные экзистенциальные задачи. Германии элементарно нужно выжить, ее экономика по объективным данным сейчас висит на ниточках. Идет массовая релокация ведущих производств в США. Страна теряет рабочие места. Следующий шаг – открытое недовольство населения, которое может привести к тяжелым последствиям. Причем не в России, а именно что в Германии.
Что из этого следует?
Видимо, БНД решило сыграть свою игру. Какую – предстоит разбираться аналитикам. Ясно лишь одно: если противник идет на такие неадекватные активные мероприятия, дела у него совсем плохи.
И еще: при всем уважении к немецкому разведсообществу, в котором работают, безусловно, профессионалы высокого уровня, мы Германию переигрывали всегда. Во время Второй Мировой войны, а сейчас идет фактически Третья, мы переиграли и Абвер (военную разведку) и 6 Управление РСХА (политическую разведку). Переиграли жестко и эффективно. Немцы об этом помнят, но делают неправильные выводы.
Как наши, так и немецкие разведчики, схожи в том, что в отличие от американцев мыслят нелинейно, а значит более широко и изощренно, чем сотрудники спецслужб США. Но у нас есть еще одно имманентное преимущество, вытекающее из всей нашей истории и культуры, уходящей в глубину веков: наши сотрудники просто более образованны со всех точек зрения. У нас всегда были лучшие в мире шахматисты и лучшие в мире разведчики, которые буквально творили чудеса в своей профессии.
Так что уважаемые партнеры! Пора бы уже успокоиться, расслабиться и получить удовольствие. Не валяйте дурака. На этом поле вы нас никогда не переиграете.