Понедельник начинается в субботу или вчера наступит завтра
«Вот медленно и страшно ползут янычары. Янычары пошли!».
Советский фильм «Раба любви».
Пролог
1 октября, сообщение ТАСС: «Мы хотим, чтобы все всегда помнили наши слова о том, что однажды ночью мы можем внезапно придти», – сказал президент Турции Реджеп Таип Эрдоган во время выступления на открытии новой сессии парламента. Эта фраза стала устойчивым выражением на турецкой политической сцене и означает, что планы проведения ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ могут быть актуальными.
К этому заявлению Эрдогана мы еще вернемся. А сейчас немного истории. Мой дед, лейб-гвардии корнет Российской императорской армии в Первую мировую воевал на турецком фронте. Он рассказывал о практике турок, они вели себя практически как современные диверсанты. Янычары подкрадывались темными ночами к российским частям, молча вырезали дозоры, перерезая горло бойцам, бросали несколько гранат в палатки, где размещались российские военные и тихо отползали обратно.
Боевые действия носили своеобразный характер. Практически никогда турки не шли на открытое противостояние эскадрон на эскадрон. А посему эскадрон, которым командовал мой дед, в основном гонял и изничтожал турецкие дозоры, которые проводили шпионаж и диверсии на нашей территории.
Это их тактика – исподтишка, ятаган в спину. А при открытом боестолкновении – милая улыбка, лапки вверх и вопли «я сдаюсь, я здесь ни при чем».
Прошло более 100 лет. Мы живем в новых геополитических реалиях в XXI веке. Но, похоже, психология янычар не изменилась. Из чего мы делаем такой вывод? Из вышеприведенного заявления Эрдогана. Сразу оговоримся: мы не критикуем и не унижаем турецкого президента, он сильный, искусный, многовекторный политик. Сумел отстроить дружественные отношения с нашей державой, из которых извлекает экономическую выгоду, и немалую, и одновременно, надо отдать ему должное, совершенно открыто, упорно и настойчиво продвигает идею создания Великого Турана.
Что это такое? Это будущая новая Османская империя, которая должна включать наш Крым, естественно, братский сопредельный Азербайджан, Туркмению, Узбекистан, Казахстан и наш Татарстан. В планах также Иран, где значительная часть населения – этнические азербайджанцы, которых Эрдоган считает одной нацией с турками.
Замах, конечно, фантастический и на первый взгляд кажется абсолютно нереальным. Но это только на первый взгляд. Не будем забывать, что Турция – член НАТО и союзник Америки. Одна из целей Америки – создание на российских границах очагов напряженности. В данном случае основанных на вселенской идее создания Великого Турана. Не забудем также Татарстан, с которым Эрдоган активно работает, и мусульманское население Крыма, с которым он тоже взаимодействует. Мы уже писали, что в планах Турции создание военной базы на Каспии, на азербайджанской территории. Все это звенья одной цепи.
В чем сила Реджепа Эрдогана? В том, что он умело разыгрывает националистические и религиозные карты и имеет высокий, свыше 30 лет, горизонт планирования. Наша слабость в том, о чем мы писали не раз. Мы действуем не активно, а реактивно. И высоких горизонтов планирования у нас нет ни в геополитике, ни в экономике. Все, что мы сегодня делаем – это реагирование, причем подчас достаточно вялое, на уже возникшие угрозы. И в чем выражается это реагирование, в конкретных мероприятиях? Увы, нет. В производстве бесконечных бумаг, в которых, конечно, написаны правильные вещи, но отсутствуют механизмы их реализации.
Россия практически теряет Армению. Надо честно признаться, у нас не было информации о предстоящем молниеносном и эффективном нападении Азербайджана на Карабах. Для нас это была новость. И предупредили нас наши азербайджанские партнеры, как известно из официальных российских источников, за несколько минут.
НАТО, США и Эрдоган сегодня активно выталкивают Россию из Армении, обещая предателю, не побоюсь этого слова, Пашиняну печеньки и пряники. Наш прогноз: у миротворцев мандат до 2025 года, однако их оттуда вытурят раньше, ибо с исходом армян из Карабаха исчез объект их миротворческой деятельности.
Остается наша военная база в Гюмри, членство Армении в ОДКБ и ЕАЭС. Совершенно очевидно, что в планах Пашиняна убрать нашу базу, заместив ее, скорее всего, американской, выйти из ОДКБ. Вот с ЕАЭС проблема. За счет внутренних регламентов организации, экономических преференций, отсутствия таможенных сборов и т. д., Армения зарабатывает приличные деньги.
Что решит Пашинян, нам неведомо. Однако звоночки очень тревожные. Он инициировал дискуссию о прекращении вещания в Армении российского телевидения. Он сдал и продал Рубена Варданяна, которого считает своим врагом. И не только Варданяна, но и часть руководства Арцаха. Их арестовали азербайджанцы и посадили в тюрьму.
Мы пишем о турках и Великом Туране. При чем здесь Армения? Да все очень просто. Великий Туран – это не самоцель, а средство тихой сапой прибрать к рукам контроль над международными транспортными коридорами (МТК). Все уже поняли, что в XXI веке МТК – это мощный рычаг, который будет генерировать прибыль. А посему Армения нужна еще и для того, чтобы продавить Пашиняна на создание Зангезурского коридора, который соединит Нахичевань не только с Азербайджаном и Турцией, но и даст Эрдогану выход на создаваемые в этом регионе МТК.
Вот это вкратце крупными мазками, куда мы приехали и на край какой бездны нас толкают наши заклятые друзья. Это все так, для сведения лиц, которые принимают стратегические решения.
Успехов вам, могучие аналитики.