Иранский узел
«Иногда лучшее действие – это активное бездействие. Что это такое? Это в первую очередь отсутствие любой отслеживаемой противником внешнеполитической активности в отношении конкретных стран или регионов. В подобных случаях всю работу необходимо проводить «под ковром», а именно путем негласных контактов со всеми заинтересованными сторонами. Контакты должны строиться на точках сопряжения взаимных интересов нашей страны и наших друзей и противников. Такие точки сопряжения есть всегда. Ваша задача – их найти».
Москва, начало 1980-х годов, спецобъект ЦК КПСС «Волынское».
События, происходящие в последнее время в Иране и вокруг Ирана, сделали это государство центром столкновения стратегических интересов ведущих мировых держав. В их ряду США, Евросоюз, Китай, Индия и, естественно, Российская Федерация.
В стороне стоит украинский режим. В стороне, с точки зрения того, что сегодня это сателлит Америки. Однако Зеленский пытается тоже стать активным игроком на данном политическом ландшафте.
Чтобы понять, что происходит и будет происходить, необходимо понимание, того, что такое Иран. Приводим общие данные. Численность населения свыше 78 млн человек. Примерно половина населения – персы. Большинство – мусульмане-шииты. Четверть иранцев моложе 15 лет. Это важный фактор, поскольку восточные люди в 15 лет уже вполне боеспособны, а в ряде случаев и весьма отчаянны. Уровень грамотности для Востока очень высокий, доходит до 90%.
Этнический состав населения довольно пестрый. Любопытный факт: его оценку провело ЦРУ и выявило следующие данные. Персы – 61%, азербайджанцы – 16%, курды – 10%, луры – 6%, арабы – 2%, белуджи – 2%, туркмены и тюркские племена – 2%.
Как мы видим, вторая по численности этническая группа – азербайджанцы. Они проживают главным образом на северо-западе страны в так называемом Иранском Азербайджане. Они сохранили свой язык, который относится к тюркской языковой группе и рассматриваются Турцией в планах создания «Великого Турана».
Курды проживают на западе страны в провинции, которая так и называется – Курдистан. И здесь опять неизбежно возникают интересы Турции, тяжелые отношения которой с курдами известны.
Религиозный состав, он тоже важен. Большинство иранцев – мусульмане. Соответственно, 89% – шииты, 9% – сунниты.
Необходимо также отметить, что в Иране проживают граждане Афганистана, Ирака, Пакистана и Турции.
С точки зрения экономики Иран сегодня – активно развивающееся, перспективное государство. Оно обладает рядом передовых военных технологий и эту сферу продолжает активно развивать и наращивать.
Отдельный вопрос – ядерные программы Ирана. Достоверная информация по ним отсутствует, поэтому не будем фантазировать. Отметим только, что они есть.
Иран в силу своего географического положения находится сегодня на пересечении создаваемой новой мировой логистики, а именно международных транспортных коридоров (МТК). Придется повторить наше утверждение о том, что в современных условиях, когда переход к новой экономической формации де-факто уже состоялся, МТК приобретают особое, в ряде случаев, превалирующее значение для развития всей мировой экономики.
США, Китай, Индия прекрасно понимают, что старые экономические модели себя изжили, надо создавать новые. В этой связи Китай, который де-факто является сегодня уже крупнейшей державой с точки зрения своей экономики, ставит высокие, вплоть до 100 лет, горизонты развития. Пекину нужна Африка, недооцененный регион, обладающий огромным
экономическим потенциалом развития и природными ресурсами.
В соответствии с китайской стратегической инициативой «Один пояс – один путь», МТК будут проходить через территорию Ирана, а также Ирака, Сирии, Египта, захватывая в перспективе Саудовскую Аравию, Йемен и Оман. Иран миновать нельзя, это уже закон географии. По нашим данным, Китай планирует, по состоянию на сегодняшний день, вложить в этот проект 6 трлн долларов США. Это предварительный расчет, утвержденный ЦК КПК. Он подразумевает строительство МТК также через территорию РФ и Казахстана.
Рассматривается и создание МТК, уходящих в регион Юго-Восточной Азии. Стоимость этих коридоров пока не осмечена и практическая реализация, в отличие от веток, идущих через Иран, пока не начата.
Вывод лежит на поверхности. Иран становится ведущим игроком в глобальной мировой стратегии. Все участники, разыгрывающие этот гамбит (кроме России), видят Иран не в качестве активного игрока, а участника-наблюдателя. Однако это неверный подход со стороны наших партнеров. Иран на такую роль не согласится и будет стремиться принимать свои решения, а не реализовывать чужие.
Почему Иран в последние недели стал объектом прямой агрессии со стороны США и Израиля, и в активные игроки залезла даже Украина, официальные представители которой «тонко» намекнули о своей причастности к ударам, нанесенным по Ирану.
Каковы причины этих ударов, кроме геополитики? Есть еще и чисто тактические, а именно – российско-иранское сотрудничество как в сфере военной, так и в экономической. Экономическая составляющая – это реализация российского МТК «Север – Юг», который выходит на Иран, запуск в Иране российского аналога SWIFT.
Для оправдания своих действий западники провели грубое активное мероприятие: вбросили информацию о передаче Ирану 20 ядерных боеголовок. Напомним, что по нашим данным решение по ударам по Ирану было принято на совещании с госруководством Израиля и «Моссадом» во время визита в Израиль директора ЦРУ. На повестке дня стояли методы борьбы против Ирана. Кроме того, 23-26 января с.г. США и Израиль провели крупнейшие в истории совместные военные учения.
Нам известно, что в Израиль вылетели самолеты ВВС США с выключенными транспондерами. Смотрим географию вылетов: семь грузовых бортов из Катара, внимание, пять – из Турции и четыре – из Чикаго.
Не будем повторяться и описывать хронологию ударов, она широко освещалась в СМИ. Отметим только, что удары совпали по времени с заявлениями властей Израиля о необходимости срочного вмешательства для предотвращения получения Ираном ядерного оружия.
Не остались в стороне и западники. Они устроили форменную истерику по поводу поставок иранских вооружений для нужд российской армии. И здесь опять ярко высвечиваются интересы Украины, где мы сейчас ведем СВО.
Эти удары, ограниченные и не нанесшие большого урона, выглядят как попытка спровоцировать Иран на большую войну. А, главное, отказаться от сотрудничества с Россией. Тегеран пока занимает сдержанную позицию. Но есть одно «но». Если военные провокации против Тегерана будут продолжаться, это может привести к большой войне в регионе.
То есть, полыхнет весь Ближний Восток. Почему? Иран – лидер «шиитского мира», состоящего из Ирака, Сирии, Ливана, Йемена, Афганистана.
Необходимо отдельно рассмотреть позицию Турции. Турция – член НАТО, в мае предстоят выборы президента. Нужен ли Эрдогану сегодня большой гибридный конфликт на Ближнем Востоке? С большой вероятностью ответ – нет.
Вернемся опять к экономике и к России, ибо в значительной степени все военные и политические конфликты имеют в своей основе экономические интересы. Иран заключил с Россией договор о зоне свободной торговли. Иран и Россия уже подключили свои национальные системы обмена финансовыми сообщениями. Что это означает? 52 иранских банка и 106 российских будут подключены к российской системе финансовых переводов. Естественно, что эта система, имеющая потенциальный выход на арабский мир, по определению защищена от санкций враждебных нам стран.
Вернемся также к проблеме МТК. И Россия, и Иран строят новый МТК от восточной окраины Европы до Индийского океана. Его протяженность – 3000 км. В условиях мирного времени он недоступен для любого иностранного вмешательства. Создаваемый МТК позволит России и Ирану сократить существующие маршруты на тысячи километров. Но это даже не главное. Главное – это перспектива: выход для России на рынки Ирана, Индии, Ближнего Востока и Африки по новым МТК, неподконтрольным нашим противникам.
Реализация этой идеи бьет по интересам Турции, поскольку роль Босфора качественно снижается. Не только Босфора, но и Суэцкого канала и почти всех традиционных транспортных узлов, которые контролирует США. Россия выходит на новые поставки в огромные регионы, где может торговать без оглядки на все введенные против нас санкции. Следует отметить, что МТК – это улица с двухсторонним движением. То есть, мы сможем гарантированно получать практически любые потребные нам товары.
Это крупными мазками о ситуации в Иране и вокруг Ирана. Отдельный важный вопрос, имеющий для России экзистенциальное значение – это Закавказье.
У нашего союзника по ОДКБ, Армении, сегодня резко обострилась ситуация. Противники России делают все возможное, чтобы использовать конфликт между Арменией и Азербайджаном, а также разнонаправленные по многим аспектам интересы Армении и Турции с целью вытеснения России из РА. Можем ли мы себе позволить потерю Армении, как нашего союзника? Ответ однозначный: никогда и ни при каких обстоятельствах.
Нам известно, что наши противники хотят создать нам «второй фронт», не мытьем так катаньем, заставив Россию воевать на два фронта. Второй фронт в Закавказье неприемлем для нас ни с военной, ни с политической точки зрения.
Вывод отсюда простой. В интересах России загасить разгорающийся костер в Закавказье, деблокировать Лачинский коридор, обеспечив нормальное движение по нему из Арцаха в РА, сохранить нашу военную базу в Гюмри и наш миротворческий контингент в Арцахе.
В чем проблема для России в реализации этих планов и защите не только своих национальных интересов, но и интересов нашего союзника по ОДКБ? Увы, но с горечью приходится констатировать, что наши главные друзья американцы славно «потрудились» в Армении. Возможности для этого у них есть. Там самое большое в регионе посольство США и, соответственно, резидентура ЦРУ. Американцы сумели внести раздрай в умы ряда армянских политических деятелей. Мы видим, как это ни печально, отсутствие в политическом истеблишменте РА единой позиции по ряду ключевых вопросов, а именно, отношениям с Россией и с Турцией.
Мы не можем и не будем давать советы руководству дружественной нам Армении. Хотим только отметить, что в истории бывают периоды, когда необходима абсолютная консолидация всей нации. С учетом всех внешних угроз для Еревана, сегодня именно такой момент.
Очень сложно оказывать помощь государству, руководство которого не определилось со своим дальнейшим путем развития не только в стратегическом, но даже в тактическом плане. Пора определяться, момент настал. Ситуацию пока еще можно «разрулить», но время уходит.