Золотые унитазы. Короли и капуста, а также воздушные шахматы или очковтирательство.
«Гроссмейстер пошел Е2-Е4».
Ильф и Петров, «12 стульев».
- Деди, жара спала, мозги у тебя встали на место, а посему я сегодня с утреца резко возжелал, дабы ты мне осветил две темы.
- Какие, Марк?
- Первая - сугубо общенародная и политическая. А вторая - уже техническая.
- Ну что же, внук, давай, задавай свои вопросы, пытай.
- Есть!, - крякнул внук и начал, - Вот смотри, Деди, у нас в сентябре выборы, событие важное. «Мудрецы большого дивана», отвечающие у государя за идеологию, должны готовить соответствующий моральный настрой у нашего населения. Правильно?
- Правильно, Марк.
- И они, Деди, таки подготовили. Да так, что нам, бойцам молодой путинской гвардии, сразу захотелось взять в руки колюще-режущие предметы и пойти громить супостата. Вот только, Деди, супостат-то оказался нашим, родным, внутренним...Показали тут намедни по всем каналам следственные действия в коттедже ставропольского гаишника и все, кто это смотрел, тихонько так скрежетали зубами. Ибо увидали такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Это я, Деди, о золотых унитазах, дворцовых интерьерах и прочая, и прочая. У меня возникают два простых вопроса: кто пустил представителей самой древней профессии (после проституции) на следственные действия и зачем это транслировали по всем каналам?
- А что тебя смущает, Марк?
- А смущает меня, Деди, одна простая вещь. Коррупционеры есть во всех странах мира, в том числе и в великом Китае. Их там периодически отлавливают, принародно судят и принародно же гуманно пускают в расход путем выстрела в затылок. Но никто и никогда, Деди, не показывает их дворцы, яхты и все то прочее, что будет бесить простого китайца, который, кстати, сегодня уже живет лучше простого россиянина. Ты согласен, Деди?
- Конечно, тут возразить нечего.
- Ты понимаешь, Деди, у меня, как у простого пацака с планеты Земля, и у моих соратников по молодой гвардии возникает одна нехорошая мысль. Ну отловили одного чиновника, который мог испражняться только на золотом унитазе, а остальные чиновники и даже правоохранители, они где свою нужду справляют? В деревянном нужнике?
- Думаю, что нет.
- Итак, Деди, если кто-то, отвечающий у нас за идеологию думает, что такими репортажами он помогает партии власти, как себя именует «Единая Россия», одержать победу на выборах, то он сильно ошибается.
- Это все, Маркуша? Ты же грозился еще вторую часть марлезонского балета показать.
- А вот теперь вторая часть, о которой ты говоришь. Я о новом самолете, представленном президенту на МАКСе. Самолет российский, а обозвали его почему-то по-английски.
- А что это, Маркуша, тебя потянуло на сугубо технические вопросы?
- Ну как что, Деди? Смотри: твой батюшка, которого я не застал, до того, как поступил в МГИМО, закончил авиационный техникум. Получил в боях под Москвой тяжелую контузию и до конца войны работал, внимание, Деди, на авиационных заводах, это номер раз. Номер два: дедушка моей любимой бабы был известный в Советском Союзе высокий специалист в области авиастроения. Он был и директором авиационного завода в Москве, и начальником главка в профильном министерстве, и даже лекции в МАИ читал. Я поднял их дневники, ознакомился, и у меня возник целый ряд вопросов по тому чуду в перьях, которое ловкие дяди из ОАКа пытались втюрить нашему президенту, как новое слово в боевом авиастроении.
- Ну и какие у тебя вопросы, Марк?
- Как я и говорил, их много Деди, и все какие-то с подковыркой. Но прежде всего: машину назвали английским названием, заявив при этом, что ее планируется поставлять на экспорт. Отсюда, Деди, простой логичный вопрос: это какое-то новое слово в международной практике торговли оружием - делать самолет на экспорт, а не для национальных вооруженных сил?
У потенциальных покупателей возникнет закономерное сомнение: ребята, раз ваша машина так хороша, примите ее сначала на вооружение в своих ВКС, а потом уже втюривайте нам за объявленную вами цену в 25 миллионов американских рублей. Это, Деди, так сказать, с общеполитической точки зрения.
- А что с технической, Марк?
- А с технической мы, дети малые, вообще ничего понять не можем. Что такое «модульный боевой самолет», который имеет лишь единую платформу для дальнейших модификаций? Мы понимаем эту логику и она работает в случае с нашим танком «Армата». Но боевой самолет - это не наземное ударное средство и собирать его как «Лего», как мне представляется, категорически нельзя. Ведь там не просто аэродинамика, сложнейшие системы управления полетом и вооружением, но еще и радар с фазированной решеткой. И все это в боевом самолете должно соотноситься со всеми другими элементами машины, дабы исключить любой сбой при взаимодействии систем. Какая тут, к хренам собачьим, модульная конструкция? Умные дяди из «Сухого» и ОАК, вы что собираете-то? «Лего» или боевой самолет? Мы тут с пацанами прочитали даже мухой появившиеся в прессе западные отклики.
- Ну так, Марк, Запад-то наверняка злобствует, они же супостаты.
- Да мы понимаем, Деди, что злобствует. Но были и статьи специалистов. И вопросы там вполне логичные.
- Это какие, Марк?
- А как в этой машине будет обеспечена низкая радиолокационная заметность с учетом ее конфигурации и наличия лишь одного двигателя? Двигатель один, когда он выйдет на форсаж, системы подачи топлива и охлаждения будут работать на своем пределе и значит тупо «фонить» со всеми вытекающими последствиями. А супостаты, Деди, ну что ж... Ведь эта машина предназначена для экспортного потребления, как было заявлено, а посему, дабы ее вывести на международный рынок оружия, придется раскрыть все ТТХ. А коль скоро руководство ОАК презентует сие чудо чудное как новейшую супер-пупер разработку с охренительными технологиями, у меня второй вопрос. Это что, господа, гражданский самолет? И вы суперпередовые, а потому секретные технологии собираетесь прямиком захреначить на открытый международный рынок? Как-то это, Деди, дурно пахнет. Не считаешь?
- Не буду с тобой спорить, Марк. Лишь добавлю, что мне вообще непонятно, почему «Сухой», изначальная специализация которого «тяжелые» машины, вдруг полез ну в совершенно не свою сферу. Представленный нам самолет условно относится к классу легких, а это совсем другая история.
- А какая, Деди?
- Ну примерно то же самое, что поручить предприятию по выпуску тяжелых танков делать легкие танкетки.
- И что получится, Деди?
- А получится, Марк, как при скрещивании ужа с ежом: полтора метра колючей проволоки. А колючая проволока, Марк, для чего нужна?
- Для охраны периметров, Деди. Но никак не для высоких полетов на скоростях, превышающих два «маха». Кстати, Деди, еще вопрос. Скорость заявлена мама не горюй, двигатель один. Ну и какой у него будет ресурс? Один полет?
- Не знаю, Марк. Все эти вопросы не ко мне, а к тем, кто ваял эту машину. Их, конечно, много. И что меня тревожит - совпадение во времени и пространстве казалось бы не связанных между собой очень странных событий: золотые унитазы правоохранителей, стоны наших экономистов о неизбежном грядущем в ближайшее время росте цен на все и вся, постоянная информация в прессе о неуклонном снижении уровня жизни наших граждан, о запредельной кредитной нагрузке на население... Список длинный, Марк, в нем можно запутаться. И вот теперь до кучи эта странная история с «шахматным» самолетом.
- А что тебя напрягает, Деди?
- Напрягает меня то, что у нас на сегодняшний день были две сферы, которыми мы безусловно и вполне обоснованно могли гордиться. Это наша внешняя политика и вопросы военного строительства.
- Ну и что ты по этому поводу думаешь?
- Да если уж честно, Марк, сейчас, на мой взгляд, так, исподтишка, ударили по Шойгу.
- А кто, Деди?
- Вот это, Маркуша, должны выяснять соответствующие уполномоченные дяди в соответствующих уполномоченных органах. Однако же, не исключаю, что под грядущие выборы те же злобные враги с бандитской заточкой попытаются подобраться и к нашему министру иностранных дел.
- Ну и что будем делать?
- Как всегда, Марк: внимательно наблюдать и пытаться через наши сказочки донести вполне очевидные вещи до уважаемых господ, которые этими проблемами занимаются.