Цирк уехал, а клоуны остались
«Не помогли ни Верка, ни водка. Эх, надоело пить и играть. Лечь бы на дно, как подводная лодка, и позывных не передавать».
Владимир Высоцкий
Наши классики давным-давно писали, что у России две проблемы: дураки и дороги. Дороги Путин построил, а вот проблема с дураками не решается никак. Это наша традиционная национальная беда. Все русские государи, включая и безвольного Николая II, на самом деле были патриотами своей страны. Однако их благие намерения уходили в песок.
Это извечная проблема нашего госаппарата. Огромное количество чиновников, раньше – столоначальников, сегодня – директоров департаментов, которым по большому казенному барабану то, что происходит в стране.
Еще одна наша национальная забава – убийство глав государства ближайшим окружением. Наиболее яркий пример – Павел I и Николай II, которых предали самые близкие.
Похоже, многократно наступать на одни и те же грабли – это наша участь. Почему? Давайте разбираться. Наш Президент ставит стратегические и тактические задачи, направленные не просто на сохранение суверенитета, но и на поступательное развитие государства. Что в сухом остатке? Мутная вонючая жижа, в которой тонет все позитивное. В России много министерств и ведомств, запредельно много. И чиновничий штат сегодня больше, чем в СССР.
И с сожалением приходится констатировать, что единственное ведомство, которое сегодня работает со стопроцентной отдачей, отстаивая в современных, крайне тяжелых, условиях наши интересы – это Министерство иностранных дел. Почему? Во-первых, его возглавляет профессионал высочайшего уровня Сергей Лавров. Он, в отличие от некоторых своих предшественников, не выскочил, как черт из табакерки, а прошел все ступени дипломатической службы от референта до министра.
Он сумел не только сохранить МИД, но и собрал на Смоленской площади профессионалов высочайшей квалификации. Там нет ни одного «молодого талантливого менеджера», который готов управлять всем, хоть овощебазой, хоть департаментом. Это хорошо. Но есть одно «но»: МИД не формирует внешнюю политику, он ее проводит. Грамотно, бескомпромиссно, я бы сказал, изощренно.
Еще есть одна аксиома, которую никто не отменял: политика это всегда и везде концентрированное отражение экономики. А вот здесь мы видим всё новые и новые выкрутасы многомудрых чиновников. Они, как показывает практика, не разбираются вообще ни в чем. Свою задачу видят в нагнетании бюрократического экстаза и производстве многочисленных инструкций, которые подменяют реальную работу.
Вопрос с Банком России и его руководством уже у всех навяз в зубах. Только вчера писали о лихих новациях этого ведомства. Ведомство никак не угомонится. Посмотрим на сегодняшние курсы рубля: доллар взлетел до 73,7, евро – до 79,1. И это, увы, не предел, ибо некие либеральные экономисты, близкие к Банку России, не так давно квакали, что великий и могучий доллар надо догнать до 80. И ведь догонят, если их срочно никто не остановит.
Мотивация, которую приводят могучие аналитики ЦБ, не выдерживает никакой критики. Что они говорят и уже не только в кулуарах? Нам выгоден низкий курс национальной валюты, ибо Россия – страна-экспортер энергоресурсов. Нефть, газ, уголь и т. д. За счет высокого курса доллара рублевая выручка экспортеров растет, что полезно для нашей экономики.
Со всей ответственностью заявляем: это абсолютное вранье и следствие дремучей некомпетентности сотрудников нашего главного банка. Объясняем, почему. Для того, чтобы добывать нефть, газ, уголь мы используем импортное оборудование. Оно закупается, естественно, за доллары. У всех на слуху пример с нашими турбинами для «Газпрома». Турбины иностранные, вышли из строя, отремонтировать мы их не смогли, отдали супостату. Это что касается добычи газа. Добыча нефти и угля. Догадайтесь с трех раз, какое там стоит оборудование? Правильно, иностранное. Почему? Да все очень просто: наши либеральные экономисты-управленцы изничтожили машиностроение в России как отрасль и поставили нашу экономику в чудовищную зависимость от тех стран, которые ведут сегодня против нас фактически Третью мировую войну.
У нас еще есть ВПК, отрасль перспективная и нужная. Но и здесь та же проблема. Как станки, так и их программное обеспечение и микросхемы мы по-прежнему вынуждены закупать за рубежом.
Не будем голословны: приводим статистику. Стоимость оборудования для выпуска микроэлектроники и электронных компонентов в РФ по итогам 2022 года выросла на 40-50%. Что на это скажут мудрецы из ЦБ? Да ничего – они писатели (инструкций), а читать, видимо, не обучены.
Президент поставил задачу создать свою базу по производству продукции микроэлектроники. Что это такое? Это те самые микрочипы, которые используются везде – от телефонов до совсем серьезных систем управления. Задача поставлена правильная, но чтобы ее реализовать необходимо строить соответствующие фабрики. Процесс это капиталоемкий и опять возникает замкнутый круг: для того, чтобы производить национальные микрочипы, нужно прецизионное оборудование и т. н. «чистая химия». Ни того, ни другого у нас пока нет. Когда появится – неизвестно.
И куда мы приехали? Пока еще не на конечную станцию Березай, на которой команда всем «вылезай!». Однако, увы, наше чиновничество уверенной бравой поступью движется к этому пункту назначения.
Не делаем никаких выводов, оставляем это на усмотрение читателя. Однако ясно одно: если мы не поймем, что был прав Иосиф Сталин, который заявлял, что «кадры решают все», то, боюсь, будет совсем не весело.