Россия, XXI век. Что ждет святую Русь? - Кто виноват и что делать
«Ничто не вечно под луной. Все течет, все изменяется. И никто не может дважды войти в одну и ту же реку».
Детсад у внука закрылся и посему он вновь вперся к деду на работу, опять в грозном мундире НКВД с алыми ромбами, и стал задавать не по-детски серьезные вопросы.
- Знаешь, Деди, смотрели мы всем садиком прямую линию с нашим президентом...
- Ну и как впечатление, Марк?
- Если честно, Деди, то какое-то двойственное и смешанное.
- Обоснуй.
- Дядя Путин все говорил правильно. Но мы, детки, его будущая боевая гвардия, не понимаем, почему наш верховный правитель должен лично заниматься разгребанием тех мелких, но пакостных завалов, которые нагородили его губернаторы, чиновники, министры и прочие хренистры. А ведь при этом, я так понимаю, перед ним стоят еще и стратегические задачи. Я прав?
- Как всегда, устами младенца глаголет истина.
- Ну а раз так, поясни-ка ты мне, а я передам своим товарищам и подругам, что, на твой взгляд, сейчас самое важное для нашей матушки России.
- Ну что же, дорогой внук, сам напросился на очень серьезный, отнюдь не веселый и не простой для восприятия стратегический анализ. Но, раз хотел, получай.
Итак, мир вступил в новый технологический уклад. Идет слом всей мировой финансовой системы. Это уже открыто признают все. Роль денег и иных расчетных механизмов снижается с постепенным уходом в ноль.
- А что же вылезает на это место?
- А на это место, Марк, вылезают, как и положено, реальные активы. Или то, что по-английски именуется tangible assets.
- А что это за зверюга такая?
- Зверюга эта мягкая и пушистая. Вот смотри: мир наконец-то понял, что деньги на хлеб не намажешь. А главное, их нельзя употребить для утоления жажды. Одна из главных мировых проблем уже в среднесрочной перспективе, это даже не пандемия, а обеспечение людей самым необходимым - едой и водой.
- Но ведь не только водой и едой жив человек...
- Конечно, Марк. Еще нужны полезные ископаемые всех видов, продукция машиностроения и продукция легкой промышленности. Давай дальше разбираться по пунктам. Все вышеозначенное сейчас в огромных количествах производит Китай, ставший де-факто всемирной фабрикой. Производит он не только для себя, но и для Европы и США. А посему на первое место сегодня выходит вопрос транспортной логистики. Есть несколько способов перевозки продовольствия и товаров: по морю и по суше.
- А как лучше, Деди?
- С точки зрения экономической безопасности и себестоимости, Марк, лучше, конечно, по суше. Вот смотри: морские перевозки непредсказуемы. Как ты знаешь, климат на планете резко меняется. Случаются землетрясения в земной коре под океаном, цунами, огромные волны. Навигация усложняется также внезапно меняющимися погодными условиями и, не смейся, действиями вконец оборзевших пиратов.
- Что, их нельзя просто отстреливать?
- Увы, нельзя, поскольку по нормам международного морского права на гражданских судах допустимо наличие пистолета только у капитана судна, и это все. Никаких тебе пулеметов, гранатометов и прочих серьезных «игрушек».
- И каков выход, Деди?
- Транзит по суше. А конкретно - по железной дороге. Это безопасно, надежно и позволяет, в отличие от морских перевозок, сохранять график отбытия и прибытия поездов с товарами с точностью до минуты. А теперь глянем хищным взглядом на карту мира. Что мы узрим? Российская Федерация там - самое большое государство. Граничит с великим всемирным производителем как на западе и Дальнем Востоке, так и на востоке через дружественный нам Казахстан. А дальше давай просто анализировать факты. Как ты знаешь, наш президент в своей программной статье немецкой газете вновь вернулся к идее создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока...
- Деди, но он же это не в первый раз делает? И ранее, как я помню, наши европейские братья прошамкали в ответ что-то нечленораздельное.
- Да, Марк, ты прав. Но сегодня ситуация кардинально иная. Мы вступили в новый технологический уклад, краткие характеристики которого я тебе изложил, а также получили «чуму XXI века» - пандемию. Что из этого проистекает и что это меняет, Марк?
- На мой взгляд, Деди, одна простая вещь. Необходимо срочно создать транспортные логистические коридоры, связывающие Китай, Россию, бывшие республики СССР Казахстан, Узбекистан, Туркмению с Европой, с выходом на Лиссабон и дальше, если захотят пиндосы, уже морским путем, через Атлантику, к ним, родимым. Атлантика, насколько я знаю, в плане судоходства сегодня самый спокойный маршрут. Я прав?
- Ты прав. Но ты забыл один важный момент. Китай - всемирная фабрика. У них, конечно, огромный товарооборот с Америкой, но наша старая тетя в цветастых юбках, матушка Европа, превышает сегодня Америку, причем как по людскому, так и по промышленному потенциалу. А посему этот транспортный логистический коридор на начальном этапе пройдя через Россию с выходом на Европу, станет основной мировой торговой артерией. Это будет своеобразный новый «Великий шелковый путь».
- Ну хорошо, Деди, а мы что-то делаем для реализации этой идеи? И, если делаем, предъяви доказательства.
- Пожалуйста. В этом месяце вышло открытое распоряжение российского правительства о создании логистического коридора с Узбекистаном. Смотрим на карту: Узбекистан не имеет с нами общей границы, но таковую с Узбекистаном и Китаем имеет Казахстан. Казахстан - дружественное нам во всех отношениях государство и союзник. И вот в этом распоряжении впервые появилось слово логистика, и слава Богу.
- Деди, ну а как же разные колеи? Я имею в виду, ширину нашей железнодорожной колеи и европейский стандарт.
- Да это вообще не проблема. Во всей Российской Федерации, бывших советских республиках, включая Грузию, Армению, Азербайджан и многострадальный Нагорный Карабах, к которому мы вернемся позже, колея одна, установленная еще российскими императорами. Что касается Китая, была такая смешная штука - КВЖД. Это железная дорога, еще в царские времена проложенная в Китай и имеющая, внимание, Марк, нашу стандартную ширину. То есть с этим проблем нет. Идем дальше. Мы уже создали, и это открытая информация, на территории нашей страны пару мощных перевалочных хабов.
- И что надо сделать, чтобы это все стало прекрасной явью?
- Надо, Марк, в первую очередь решить ряд не логистических, а политических проблем. Вот смотри, в современных условиях с учетом всем известной позиции Украины, а также вконец охреневших наших бывших прибалтийских республик и горячо «любящей» нас Польши, вариант такого коридора через Белоруссию и Польшу на Германию я бы не стал рассматривать.
- А почему?
- Да потому что эти «братья-славяне» вообще недоговороспособны ни одной секунды. А значит какой остается путь?
- Ну как, Деди, - Марк встает и подходит к карте, - Вот я тут смотрю, у нас идет ветка, причем мощная, через Астрахань прямиком на Баку. Колея широкая, наша. Дальше - Армения, Ереван, а далее Турция, Деди, новый, очень сильный и крупный игрок в этом регионе. Ну а дальше, как я вижу, Стамбул, Болгария, Румыния и вся Европа прямиком до Германии, Франции и хоть до португальского Лиссабона через Испанию. Я правильно мыслю?
- Совершенно правильно, Марк.
- Но, Деди, есть одна серьезная проблема, лежащая на поверхности: очень тяжелые отношения, вернее, их отсутствие, у Армении с Азербайджаном. Граница там не демаркирована, и ни о каком договоре с этими странами вплоть до проведения демаркации говорить нельзя. А также, Деди, хорошо нам всем известная проблема Нагорного Карабаха. И железнодорожная ветка, насколько я понимаю, должна пройти именно по этому узлу противоречий.
- Ты абсолютно прав, Марк. Более того, к этой логистике можно присоединить Иран и Пакистан, где Китай в Гвадаре сейчас строит военно-морскую базу, а мы тянем газопровод. От Пакистана прямой выход на еще одну великую державу, Индию. Железнодорожные сети у них развиты, страна как потребитель, так и производитель. И, если говорить честно, остро нуждается в продовольствии, равно как и Иран, и Пакистан. Вот тебе как-то так коротенько общий расклад. Я уже не говорю о том, что через Турцию есть выход на Сирию, Египет и дальше на всю Африку. Это, Марк, далекая, но, надеюсь, реализуемая перспектива.
- Так в чем же основная проблема, Деди?
- Основная проблема в так называемом «кавказском узле». Фактически, он – единственное на сегодня препятствие в реализации этого глобального и очень нужного миру проекта.
- И что с этим узлом делать?
- Есть три возможных варианта развязывания этого очень непростого узелка.
- Какие, Деди?
- Один вариант ввиду непримиримости позиций Армении и Азербайджана - с максимальным учетом интересов Азербайджана. Второй вариант - с максимальным учетом чаяний и интересов Армении.
- И что, это все? Так же никогда не сможем ни о чем договориться.
- Не факт, Марк, не факт. Но я вижу и третий, резервный
- Это какой?
- Это «ни вашим, ни нашим», дорогие друзья. Не корысти ради, а токмо ради интересов человечества.
- А если более понятно?
- Если более понятно - создание на месте того огромного транспортного хаба и логистического коридора, который будет проходить по этой территории, некоего варианта демилитаризованной, действующей под контролем основных участников проекта, особой зоны.
- А что это будет за зона, Деди?
- Если исходить из мирового опыта, она может быть экстерриториальной и регулироваться нормами международного права, подобным тем, на основании которых действует Суэцкий канал или же Босфор, проход по которому регулируется Конвенцией Монтрё.
- Да, Деди, лихо ты завернул.
- Лихо не лихо, Марк, но деваться человечеству некуда. Без этого логистического трансконтинентального коридора оно обрекает себя на очень тяжкие испытания.
- И что делать?
- Брать карты, бумагу, гусиные перья. И, левой рукою картинки рисуя, готовить дорожную карту.
- Это какую?
- Ну на самом деле две: как чисто транспортно-логистическую, так и политическую.
- А иначе, Деди?
- А иначе, Марк, невозможно. Ибо, еще раз повторяю, при новом технологическом укладе логистика будет решать практически все. А политика, как нам известно, и это еще никто не смог опровергнуть, есть ничто иное, как концентрированное выражение экономики.
- И чем закончим?
- Да как всегда: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
И эту же фразу те, кто проповедует магометанство, могут спокойно и с достоинством произнести на своих языках, ибо Отец-Создатель, Всевышний, у нас один. И он очень не хочет, чтобы человечество закончило свое существование уже в наступившем XXI веке.