"Песчаная" буря в стакане
«Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном».
Чехов, «Свадьба»
«Когда вы выкрутили свечу из блока цилиндров и собираетесь манометром измерить давление, ни при каких обстоятельствах не надо лезть пальцем в поршень - оторвет».
г. Москва, Центральный дворец пионеров и школьников, 1969 г., курс лекций по матчасти автомобиля.
Марк бодро поднимался к деду по лестнице и вопил во всю глотку: «Айн-цвай полицай, драй-фюнф ешкин фунт!»
- Марк, что это тебя так заколбасило? И кто такой «ешкин фунт»?
- Вот смотри, Деди, слушал я тут наше радио на забугор «Раша Тудей» и услышали мои мытые детские уши следующее замечательное высказывание очень красивого и уважаемого усатого дяди, который недавно лихо отплясывал на своем дне рождения.
- Что ж ты опять к нему привязался, Маркуша! Ну давай, озвучивай.
«Психологические отметки пробиваются, но волатильность минимизируется усилиями нашего регулятора», — сказал представитель Кремля журналистам.
По его словам, сейчас любая мировая валюта находится под серьёзным негативным давлением целого ряда обстоятельств в мировой экономике.
Он подчеркнул, что «в целом, если говорить о макростабильности, её удаётся поддерживать.
- А 2 ноября курс доллара в ходе торгов превысил 80 рублей, евро вырос до 94 рублей. Объясни-ка мне, Деди, пожалуйста, что такое «психологические отметки»? Вот нам в детском саду ставят отметки по шкале от единицы до пятерки. А психологические - это что? Когда клеймо на лбу выжигают? Или когда психов в дурдоме в чувство приводят?
Далее: что такое волатильность? Ну вот я если очень сильно разойдусь, могу по взаимному согласию в детском садике под мышки волатить девочку, куда она попросит. А что имел в виду наш усатый дядя?
- Сложный вопрос, Маркуша. Он ведь не МГИМО заканчивал, а институт стран Азии и Африки при МГУ. А в нашей альма-матер хулиганистые студенты характеризовали подобные высеры как «зе бред оф зе сив кейбл». Переводить надо?
- Да нет, Деди, это как раз понятно. Это бред сивой кобылы. Однако же я не понимаю, зачем этого уважаемого джентльмена понесло в такую серьезную сферу, как рассуждения на тему современного положения мировой финансовой системы. Он же вроде как пресс-секретарь, а не глава ЦБ и не министр финансов. Неужто ему государь такое поручил?
- Вряд ли, Маркуша. Ибо я четко помню, как наш Президент, комментируя высказывания своего пресс-секретаря, пару раз говорил, что «он гонит пургу». Я думаю, что и в этот раз он решил помочь нашей матушке природе и нагнать немножко пурги.
- Это зачем, Деди?
- Ну как зачем? Вот смотри. Прошел большой православный праздник Покров, а на матушку Русь не упала ни одна снежинка. Я так думаю, что этот добрый дядя надумал подсобить нашему Создателю навести на Земле порядок.
- Деди, кончай стебаться. А если серьезно?
- Раз хочешь серьезно, получай. Только будет очень занудно. На самом деле, говоря о волатильности, джентльмен имел в виду наблюдаемое в последнее время практически непрерывное падение курса нашей национальной валюты. Но не будем его винить. Сохранение стабильного курса национальной валюты - ни одной секунды не его забота.
- А чья, Деди?
- У нас есть Банк России, он же - Центробанк, ЦБ. Деятельность этой организации регулируется законом о Банке России.
- И что в этом законе?
- В этом законе много чего интересного, Марк. Но есть одна из очень веселых и, я бы сказал, основополагающих задач этой филантропической организации.
- Что это за задача, Деди?
- Это поддержание стабильного курса национальной валюты. Однако, Марк, вспомним, что нынешний руководитель ЦБ, девушка весьма обаятельная и привлекательная во всех отношениях, несколько лет назад заявила, что в ее понимании поддержание стабильного курса рубля - задача отнюдь не главная.
- А что же тогда главное?
- Главное - это поддержание загадочного состояния, которое эта прекрасная женщина обозвала малопонятным словом «макростабильность».
- И что это?
- Что это такое применительно к России, Марк, не знает никто. Однако не забудем следующие объективные факты. Россия закупает за рубежом за валюту очень много различных товаров - от автомобилей до еды, одежды, компьютеров и телефонов. То есть, мы вынуждены закупать то, что людям нужно для их нормальной жизни. Соответственно, Марк, чем ниже курс нашей валюты, тем дороже эти товары будут на нашем внутреннем рынке.
- И это, Деди, что?
- Это простая аксиома, которую знает любой студент второго курса института.
- А почему не знает уважаемый усатый дядя?
- Ему-то зачем, Маркуша? Как мы недавно наблюдали на YouTube в чудесных сценах из празднования его дня рождения, у указанного джентльмена все просто восхитительно. И со стабильностью, и с волатильностью, и с очень красивыми нарядами для его замечательной супруги.
Идем дальше, прямо по тексту заявления нашего уважаемого друга. Он тут обмолвился, что сейчас любая мировая валюта находится под серьезным негативным давлением...Тебе здесь что-нибудь понятно, Марк?
- Нет, Деди, ни одной секунды. Ибо если под серьезным давлением находятся доллар и евро, почему же рубль падает по отношению к ним?
- А вот здесь, Марк, как говорят наши немецкие партнеры, собака-то и зарыта.
- Что за собака? Немецкая овчарка?
- Нет, Марк, наша простая русская дворняга, ушедшая в поля вечной охоты от такой восхитительной макростабильности, при которой хозяева перестали ее, бедолагу, кормить.
- А что так, Деди?
- Все очень просто, Марк. Хозяева наших простых русских дворняг не работают в нефтегазовом комплексе.
- А причем здесь нефтегазовый комплекс, Деди?
- Так львиная доля экспорта нашей страны приходится ну углеводородное сырье. Себестоимость его добычи формируется в рублях.
- Это что еще такое, Деди?
- Это зарплата «добытчика», транспортировка, в принципе - замена оборудования. Но как мы с тобой видим, что-то с заменой оборудования в этом комплексе у нас не очень. И в итоге то здесь прорвало, то там швондерябнуло, то нефтью что-то залило, то керосином.
- Почему?
- Потому что оборудование нужно закупать за рубежом за ту же валюту. А значительная часть нефтегазового комплекса, хочу подчеркнуть это особо, находится в частных руках, в том числе - в руках наиболее уважаемого и известного джентльмена-миллиардера, руководителя холдинга «Лукойл» Алекперова.
- А «Газпром» и «Роснефть», Деди?
- Там ситуация более сложная. Формально обе компании с большой долей государственного участия. Но какова доля частных акционеров, особенно в «Газпроме», мало кто знает.
Итак, мой друг, мы отвлеклись. Подводим некую промежуточную черту. Есть себестоимость добычи углеводородов в российских рублях. Эта величина более-менее постоянная. Продаются эти замечательные продукты за валюту, дальше может посчитать даже не просто школьник, а любой боец из детского сада, как ты.
Что в итоге, Марк, получается?
- Ну что, Деди, все очень просто. Чем ниже падает наш рубль, тем больше наших родных рублей получают добрые дяди, а может быть, даже и тети за заработанные непосильным трудом американские доллары и всякие прочие евро.
- Правильно, внук. Скажу тебе больше: налоги наш нефтегазовый комплекс платит, естественно, в рублях. И еще с учетом пандемии просит и получает по ним отсрочку.
- А что так, Деди?
- Им, Марк, так тяжело, прямо так тяжело работать! И такая нищета на них наваливается, что сил никаких нет. Поэтому Правительство часто идет им на встречу, дабы не скудели ряды российских долларовых миллиардеров.
И еще один момент, Марк. Еще одна смешная цифра. В августе сего года, как сообщает Минэнерго США, Россия резко увеличила поставки углеводородов в США и заняла третье место, обойдя Саудовскую Аравию.
- Так что мы имеем в сухом остатке?
- Мы - это кто, Марк? Если мы - это мы, ты да я, да мы с тобой, да еще 145 с гаком миллионов жителей нашей страны, то зрим мы и нюхаем большую дырку от хорошего бублика.
- Это почему, Деди?
- Ну, хорошо, добавим еще к дырке от бублика от мертвого осла уши. А почему - да потому, внучок. Возвращаемся к вышесказанному. При падении курса национальной валюты цены на товары и, кстати, лекарства тоже, потребляемые населением, неизбежно растут, ибо закупаем мы их за рубежом.
- Это я услышал и, предположим, сильно возрадовался. А кто же тогда от этих игрищ дивиденды получает?
- Макростабильные дивиденды, Марк, получает очень узкая, но очень достойная, избранная из избранных, группа наших сограждан. И их надо лелеять и всячески беречь, ибо не приведи Господь, с ними что случится, и полетит в тартарары вся макростабильность и наступит на Руси полнейшая и неуправляемая мобильность.