Was ist passieren или кто лишил полномочий нашего посла в ФРГ?
История вопроса. Некий 69-летний немецкий дантист-авантюрист с женой-украинкой исхитрился мошенническим путем открыжить у Российской Федерации недвижимость в Германии. Что нужно, чтобы ее вернуть? Подать иски в соответствующие немецкие суды и добиваться результата.
Что нужно для этого Чрезвычайному и Полномочному Послу РФ в ФРГ в дополнение к его полномочиям? В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях и международными договорами и соглашениями – ничего. Посол является верховным представителем нашего государства в стране пребывания. Он назначается Указом Президента и, вступая в должность, передает руководителю страны пребывания верительные грамоты, подписанные высшим должностным лицом РФ – Президентом. Его права, как Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ не ограничены. Это по закону.
И вот, 24 декабря с.г. Правительство РФ выпускает открытое распоряжение №4195-р, в первом пункте которого содержится ошеломительный пассаж. Придется процитировать: «Поручить Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в Федеративной Республике Германия Нечаеву С.Ю. представлять интересы Российской Федерации, касающиеся прямо или косвенно следующих объектов недвижимости, расположенных на территории Федеративной Республики Германия...». Далее в этом замечательном документе идет перечень объектов недвижимости и юридических действий, которые имеет право предпринимать наш посол.
Прочитал я этот шедевр. Вспомнил, чему меня учили в МГИМО МИД СССР, в Дипломатической академии МИД, а также практический опыт долгой работы в МИДе. И, честно говоря, не понял ничего. Возник простой и незатейливый вопрос: какие-такие особые полномочия нужны верховному представителю России от Председателя Правительства? Ведь все необходимые полномочия, как указано выше, он уже получил от Президента.
Позвонил своим коллегам на Смоленскую площадь. Бог его знает, я-то в МИДе уже не работаю, может посол уже вовсе и не посол? Получил однозначный ответ, который дает нелицеприятную характеристику указанному распоряжению. Приводить не буду, ибо некоторые выражения были и нецензурные.
В свое время блестящие сатирики Ильф и Петров ярко и красочно описали бюрократический экстаз «совслужащих». В 20-30-е годы этот экстаз зашкаливал и сильно мешал работе. Ибо вместо конкретных действий и принятия решений происходил колоссальный бумагооборот, обеспечивающий «работой» кучу бездельников. Потом Сталин жестко с этим разобрался и свел бюрократизм к минимуму. В период расцвета «демократии» в России, когда до прихода Владимира Путина к власти бюрократы всех мастей радостно повизгивая и помахивая поросячьими хвостиками сдавали все позиции внутри страны и за рубежом, происходили запредельные вещи. В тот лихой период мои товарищи-послы жаловались, что представители наших министерств и прочих ведомств, не уведомляя посольств, самостоятельно заваливаются в страны их пребывания, шастают там и решают за спиной посла какие-то задачи, причем часто – свои корыстные. По меткому выражению Путина, «шакалят у иностранных посольств». Бардак цвел и пах. Пах американской зеленью и помойной ямой.
Однако недолго музыка играла. Президент назначил на пост министра иностранных дел Сергея Лаврова. Они быстро навели в этой сфере порядок и прекратили самодеятельность «эффективных менеджеров» и бравых бюрократов. И вот, как говаривал мудрый человек Виктор Черномырдин, «никогда такого не было и снова опять».
Что же произошло? Откуда взялось это распоряжение, которое практически дезавуирует посла и лишает его полномочий? Ибо логика простая: если эти полномочия есть (а их не может не быть), зачем выпускать сие распоряжение? Нечем занять аппарат Правительства?
Не знаю.
Есть еще одна версия, чисто гипотетическая. Указанные полномочия от нас могли потребовать власти Германии. Но здесь есть одно большое «но». Если это так, то требования Германии незаконны, необоснованны и противоречат как Венской конвенции о дипотношениях, так и всему международному праву вообще.
Сегодня мы видим, что Запад в своих действиях перешел от международного права к неким правилам и понятиям. Это сказал не я, это сказал наш Президент. Более того, он выразил категорическое несогласие с такой практикой. И не просто выразил несогласие, а делает все, чтобы привести наших «партнеров» в чувство и заставить их жить по закону. Это непросто, они очень недовольны и всячески упираются. Но правда на нашей стороне и в конечном итоге жизнь все расставит по своим местам.
Однако мы отвлеклись. Возвращаемся к уникальному распоряжению. Почему оно появилось, мы, наверное, так и не узнаем. Но при всех вариантах, будь то «прогиб» под возможные требования властей ФРГ или же элементарное и вопиющее незнание прав российского посла (а они всеобъемлющие), невеселая получается рождественская история.
Повторюсь еще раз, если мы в нынешних, крайне непростых условиях, как экономических внутри страны, так и на внешних периметрах, будем вместо конкретных дел заниматься производством бюрократической макулатуры, плохо закончим. А совсем не хотелось бы.
И последнее. Всех моих бывших и нынешних коллег и соратников поздравляю с наступающим на нас Новым годом. Здоровья, стойкости и терпения в вашей работе на благо нашей великой Родины!