Рекомендации для бойцов внешнеполитического фронта
«We all have just one world though we speak in different words».
Dire Straits, «Brothers In Arms».
«Согласие есть продукт взаимного непротивления сторон».
Ильф и Петров, «12 стульев».
На слушаниях в Сенате США госпожа Л. Трейси заявила следующее: «Мое впечатление о президенте Путине, о ходе его мыслей таково: он думает, что более упорен, чем мы, что он может измотать нас, что наше единство и воля рухнут раньше, чем его. Думаю, нужно продемонстрировать, что он просчитался».
Прочитал я эту эскападу и понял, что уважаемая госпожа посол, а также наши западные партнеры подзабыли основные постулаты дипломатии и стратегической разведки. Придется напомнить.
Мы все живем в одном мире. Сегодня он как никогда хрупок, и его надо сохранить. А посему напомним основные принципы работы советской дипломатии, а также «смежных» организаций.
Основная задача всех бойцов внешнеполитического фронта, как в дипломатических, так и в военных мундирах, – найти точки сопряжения взаимных интересов и строить работу, исходя из них. Нам это удавалось всегда. Причем как дипломатам, так и их коллегам.
Работая с контрагентами, надо исходить из следующих вещей:
– Уважайте своего партнера, старайтесь понять его цели и движущие им мотивы.
– Ищите не точки разногласия, а совместные интересы своего государства и страны вашего партнера. Вы всегда их найдете.
– Не давите на собеседника. Ни в коем случае не пытайтесь его грубо вербовать, ибо предатели никому не нужны и на них нельзя положиться.
– Выслушивайте собеседника, проявляйте искренний интерес к его личности. Начните с «нижних этажей». Найдите сферу совместных интересов в бытовых вопросах (коллекционирование чего угодно, увлечение литературой, музыкой и т. д.). На основе этого, когда выстроите нормальные человеческие отношения, можно переходить к обсуждению вопросов, затрагивающих ваши профессиональные интересы.
– Проявляйте истинную симпатию к собеседнику, его личности, работе, стране. Подчеркиваю, искреннюю, ибо фальшь чувствуют все. У любого человека, кроме отпетого негодяя (а таких личностей в нашей профессии очень мало), есть положительные стороны. Есть положительные стороны в политике любого государства. В мире нет стран-изгоев. Этот порочный термин придумали не самые умные американские политики.
– Помните исторические примеры. Договориться можно с представителями любой страны. Наиболее яркий пример – пакт Молотова – Риббентропа, который дал СССР возможность хоть как-то подготовиться к грядущей Великой Отечественной войне. Это не был преступный сговор, в отличие от Мюнхенского, когда англосаксы сдали Чехословакию. Это был поиск тех самых точек сопряжения интересов, которые позволили нам в конечном итоге одержать победу в Великой Отечественной войне.
Идем далее по истории. Жесточайший Карибский кризис, действительно поставивший мир на грань третьей мировой войны с последующим уничтожением планеты Земля. Договорились, разрулили ситуацию. Почему? Потому что как мы, так и наши американские коллеги, исходили в общении друг с другом из вышеизложенных принципов.
70-е годы прошлого века, апогей высочайшего искусства дипломатии и разведки, Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Что характерно? Документ, конечно, неоднозначный. Он учитывал разнонаправленные интересы двух систем: социалистического лагеря во главе с СССР и капиталистического во главе с США. Но ведь смогли найти вышеупомянутые точки сопряжения интересов и обеспечить на планете мир и мирное существования систем с различным социально-экономическим строем.
После распада СССР у наших уважаемых коллег «снесло крышу». Они решили, что одержали полную и безоговорочную победу и Российскую Федерацию надо добить, как государство, и лишить международной правосубъектности.
Они жестоко просчитались. Но беда даже не в этом. Беда в том, что исходя из этой бредовой цели, за прошедший с 1991 года период на Западе к власти пришло новое поколение политиков, дипломатов, разведчиков. Они были воспитаны и обучены на подходе к России не как к равному партнеру, а как, выражаясь их языком, к «всемирной бензоколонке». Это был стратегический просчет, последствия которого сейчас загнали Европу и США в тупик, который очевиден всем.
Наша страна, в отличие от Запада, сумела сохранить значительную часть еще советских традиций общения с зарубежными партнерами. Хотя, конечно, проблемы есть и у нас. И решать их надо путем диалога с «Западом», от которого, кстати, мы никогда не бегали.
А посему, уважаемая госпожа Трейси, вам и вашим западноевропейским вассалам следует кардинально пересмотреть подход к России. Приезжать сюда с целью «лечить» нашего президента – контрпродуктивно. Лучше перед прибытием в Москву поговорите с аналитиками ваших спецслужб и поймете, что В. Путин не просчитался, но прекрасно просчитал вас и ваши действия. Никто не пытается вас измотать, нам это просто не нужно.
Я надеюсь, что в американском разведсообществе еще остались профессионалы, способные адекватно оценивать ситуацию, а не заниматься контрпродуктивной риторикой. У вас, кстати, еще остался такой видный политик, как Г. Киссинджер. Послушайте хотя бы его. Он отнюдь не пророссийски настроенный человек, но даже он понимает, что конфронтация – это путь в никуда.
Прежде чем подавать документы на агреман в качестве посла в России, подумайте над всем вышесказанным. Может быть, измените свой подход. Поскольку ехать в Россию с целью «прижать к ногтю» нашего руководителя, по меньшей мере непрофессионально. Тогда лучше просто дома остаться.